igsup

 

sammit 15
3

30 июня 2015 г. в государственном музее-заповеднике «ЦАРИЦЫНО», Большой дворец состоялся международный форум «Сильная Россия-2015».

Резолюция участников Совместного заседания Комитета ТПП РФ
по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России и
Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию
на тему:

«Российское образование на перекрестке выбора стратегии развития»

Ведущий / Модератор:

Приходько Вячеслав Михайлович, Председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию.

Сомодератор:

Турчинов Александр Иванович, Генеральный директор Национального союза «Управление персоналом», д.с.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Докладчики:

Золотарева Наталия Михайловна, Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации.

Тема выступления: «Концепция "Непрерывное образование взрослых в РФ до 2025 года"».

Демин Виктор Михайлович, Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию.

Тема выступления: «Об участии Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию в реализации Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р».

Савченко-Бельский Кирилл Александрович, Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию

Тема выступления: «О роли ТПП РФ в реализации механизма государственно-частного партнерства в продвижении русского языка делового общения и образования на русском языке».

Федотов Владимир Алексеевич, Директор регионального развития ЗАО «Дидактические Системы».

Тема выступления: «Многолетняя работа компании АДЕМ в области подготовки кадров для машиностроения по системе от школы до ВУЗа».

Кравцова Лилия Адисовна, Генеральный директор, профессор Научно-образовательного центра развития непрерывного образования (НОЦ РНО), к.т.н., член-корреспондент Академии профессионального образования.

Тема выступления: «Противоречия нормативно-бюрократической и практической основы формирования стратегий образования».

Комментарии:

Абанкина Ирина Всеволодовна, Руководитель Института развития образования НИУ «ВШЭ».

Капустин Валерий Сергеевич, Директор по развитию Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета (МАААК).

Эксперты:

Адамская Любовь Владимировна, Доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Апатенко Неонила Федоровна, Председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения «Одарённые дети – будущее России».

Базилевский Андрей Александрович, Генеральный директор ФГБОУ ВДЦ «Океан».

Габай Максим Михайлович, Директор по развитию ЧОУ ДПО «Межрегиональный Центр Подготовки Специалистов».

Гончарова Валентина Ивановна, Проректор по организационно-методической работе ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Иванова Яна Николаевна, Директор ГАУ ДО РС (Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор».

Кислова Ася Исааковна, Директор АНО ЦЛП «ЧУДО-ДЕТИ».

Нашивочников Виталий Викторович, Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию.

Петухов Сергей Григорьевич, Заместитель начальника управления профессионального развития персонала ОАО «НЛМК».

Поддубиков Владимир Валерьевич, Начальник научно-инновационного управления  ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Подольский Олег Андреевич, Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.

Попович Алексей Эмильевич, Начальник управления профориентации и сетевого взаимодействия ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)».

Сергеева Татьяна Константиновна, Президент международного академического аккредитационного и аттестационного комитета, д.б.н., проф., DExpert, член Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию.

Стеблянский Николай Васильевич, Директор АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД».

Степанов Сергей Станиславович, Ректор Международного независимого эколого-политологического университета (НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»).

Степанченко Людмила Сергеевна, Заместитель генерального директора по развитию Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

Трегубова Елена Павловна, Директор ГБОУ города Москвы лицей № 1525 «Воробьевы горы».

Хлебников Кирилл Вячеславович, Заместитель Президента Российской академии образования.

Хлюснева Людмила Петровна, Директор Национальной ассоциации офисных специалистов и административных работников, член Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию.

Щенников Сергей Александрович, Ректор Международного института менеджмента ЛИНК.

Совместное заседание Комитета ТПП РФ
по содействию модернизации и технологическому
развитию экономики России и
Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию на тему:

«Российское образование на перекрестке выбора стратегии развития»

Совместное заседание Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России и Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию на тему «Российское образование на перекрестке выбора стратегии развития» состоялось 30 июня 2015 г. в Государственном дворце музея-заповедника «Царицыно» в рамках Саммита деловых кругов «Сильная Россия – 2015».

Дискуссию в качестве модераторов вели Приходько Вячеслав Михайлович, Председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, и Турчинов Александр Иванович, Генеральный директор Национального союза «Управление персоналом», д.с.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ.

«Без образования решить многие проблемы, возникающие в том числе при переходе на новые технологические уклады, просто невозможно», – отметил высокую значимость отрасли В.М. Приходько в приветственном слове.

Золотарева Наталия Михайловна, Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации, представила на суд коллег концепцию «Непрерывное образование взрослых в РФ до 2025 года», разработанную Департаментом.

Прежде всего, она напомнила, что «Закон об образовании в Российской Федерации» делит непрерывное образование на три сферы: формальное, неформальное и самообразование. Стремясь учесть интересы всех сторон, концепция предлагает три ключевые функции непрерывного образования: профессиональную, социальную и личностную.

В соответствии с данными функциями и для достижения основной цели – создания условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения РФ – необходимо, по мысли разработчиков документа, решить следующие задачи:

1) поддерживать и развивать широкие возможности для различных категорий взрослого населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

2) оказывать содействие в социализации граждан и улучшении качества жизни через повышение образовательного и общекультурного уровня взрослого населения, в формировании функциональной грамотности взрослого населения;

3) стимулировать создание условий для личностного роста и самореализации всех категорий взрослого населения в соответствии с их способностями и предпочтениями.

Докладчик сделала акцент на том, что в концепции «впервые вводится как принцип персональная ответственность взрослого человека за свое профессиональное и личностное развитие». В ближайшее время планируется дополнить концепцию комплексом мероприятий по ее реализации.

Сравнивая советскую систему повышения квалификации и предложенную концепцию непрерывного образования, Капустин Валерий Сергеевич, Директор по развитию Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета (МАААК), посетовал на то, что сегодня в стране нет делокализованных национальных образовательных систем, на основании которых можно было бы формировать документы подобного рода.

«А ведь это очень серьезная тема, тема выживания всей страны и качества существования будущих поколений», – подчеркнул эксперт.

Помимо хороших деклараций, концепция должна учитывать и механизмы реализации каждого из принципов, отражающих точку зрения всех заинтересованных сторон – государства, работодателя и гражданина, считает Турчинов Александр Иванович.

Кравцова Лилия Адисовна, Генеральный директор, профессор Научно-образовательного центра развития непрерывного образования (НОЦ РНО), к.т.н., член-корреспондент Академии профессионального образования, уверена в необходимости определения источников и формата финансирования всех предполагаемых концепцией процедур. 

Назвав документ «способным позволить человеку быть более адаптивным к рынку труда, а значит быть более успешным», Демин Виктор Михайлович, Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, тем не менее высказал ряд замечаний. По мнению спикера, слабо прослеживается в концепции мотивация бизнеса, а также не в полной мере отработан вопрос  подготовки и переподготовки педагогических работников, которые будут привлечены к реализации программы.

Свой доклад В.М. Демин посвятил системе среднего профессионального образования, которое сегодня приобретает приоритетное значение. Говоря о двухуровневой реализации программ в системе СПО, эксперт отметил следующие результаты:

1) растет число обучающихся;

2) с передачей учебных заведений в регионы образовательные учреждения стали более близки к рынку труда;

3) на площадке дуального образования наблюдается сближение сферы образования и бизнес-сообщества.

«Нерешенными остаются вопросы подготовки высокоразрядных рабочих, оптимизации ресурсов и обновления материально-технической базы учреждений, переподготовки и повышения квалификации педагогического персонала, образовательных стандартов. Наиболее актуальными на данном этапе мерами спикер считает: актуализацию профессиональных стандартов, развитие теоретической и практической подготовки в рамках дуального обучения, создание попечительских, наблюдательных советов с участием профессионального сообщества региональных торгово-промышленных палат, участие, в том числе представителей торгово-промышленных палат, в форуме «WorldSkills». «WorldSkills» – не политизированное движение, оно не содержит противоречий, которые бы сталкивали интересы стран», – пояснил докладчик.

Савченко-Бельский Кирилл Александрович, Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, осветил тему продвижения русского языка делового общения и образования на русском языке.

В течение 20 лет совместная программа ТПП РФ и Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина готовит специалистов, которые не только владеют русским языком, но и разбираются в экономике страны, в устройстве Российского государства. Но сейчас, к сожалению эксперта, изучение русского языка за рубежом замедляется.

Решение проблемы спикер видит в реализации механизма государственно-частного партнерства: «Торгово-промышленная палата и такие организации, как Россотрудничество, могли бы совместно организовать выпуск экономико-политических материалов и другой необходимой литературы».

Федотов Владимир Алексеевич, Директор регионального развития ЗАО «Дидактические Системы», рассказал о многолетней работе компании АДЕМ в области подготовки кадров для машиностроения  по системе от школы до ВУЗа.

Команда компании оснащает промышленные предприятия учебным центрами, не только поставляя лаборатории под ключ, но и обучая преподавателей, потому что, как заявил докладчик, «на современном оборудовании, которое отвечает требованиям производства, работать никто не умеет».

«Насколько я понимаю, остался чуть ли не единственный инженерно-педагогический вуз, в Екатеринбурге, – с отчаянием обратился к коллегам эксперт. – Новая техника стала классная, мощная, а мы вообще перестали готовить инженерно-педагогические кадры. Что заказывают преподаватели в наших образовательных учреждениях? Да то, на чем он учился в 60-ых годах, он то и покупает, а про современное оснащение и не знает».

В качестве предложений В.А. Федотов назвал необходимость внедрения в общую профессиональную дисциплину для инженерно-педагогических кадров основ мехатроники, а также применения механизмов лизинга в целях обновления материально-технической базы учебных заведений.

Обобщая выступления коллег, Кравцова Лилия Адисовна, Генеральный директор, профессор Научно-образовательного центра развития непрерывного образования (НОЦ РНО), к.т.н., член-корреспондент Академии профессионального образования, остановилась на теме противоречия нормативно-бюрократической и практической основы формирования стратегий образования.

Мерами улучшения ситуации, по убеждению докладчика, послужат: формирование организационно-экономического регламента, законодательно-нормативных процессов, инноваций на основе системного подхода и управления по результату; импортозамещение подходов при разработке организационно-экономических регламентов, прежде всего, в межбюджетной системе управления, связанными с результатами образовательной деятельности в интересах страны и ее национальной безопасности; корректировка индикаторов и показателей оценки качества на основе естественнонаучных показателей внутренней среды функционирования организации и с учетом коэффициентов корреляции факторов внутренней и внешней среды системы образования; разработка уровневых показателей действующего мониторинга, который обеспечит взаимосвязанность показателей контроля и деятельности организации на всех уровнях для достоверного анализа и обоснованности результатов деятельности сферы образования.

«Образование – основа национальной безопасности страны. Самые страшные технологии сегодня в военных и политических противостояниях – это образовательные технологии. Здесь масштаб охвата массовый. Именно поэтому мы должны устанавливать организационно-экономические регламенты», – подытожила спикер.

Абанкина Ирина Всеволодовна, Руководитель Института развития образования НИУ «ВШЭ», ключевым моментом назвала необходимость защиты образовательных технологий и интеллектуальных продуктов. Кроме того, вместо установления все новых бюрократических барьеров важно обратить внимание на серьезное распространение лучших образовательных практик.

«Их не так много, но они есть, и это приоритетнее, чем тотальная стандартизация», – пояснила эксперт.

Подводя итоги заседания, А.И. Турчинов, предложил вынести на следующее обсуждение вопрос стратегического развития страны с точки зрения подготовки кадрового потенциала.

Возвращаясь к концепции непрерывного образования взрослых, модератор подчеркнул: «Такая глобальная проблема не может решаться локальным актом. Но это, на мой взгляд, толчок, который даст нам возможность задуматься, какую все-таки концептуальную позицию должно иметь государство по образованию гражданина, а не только школьников или студентов».